А Вы вообще, эту работу потянете? — спросил меня клиент в Энгельсе. В доли секунды, в своей голове, я расставил приоритеты по обсуждаемым работам и уверенно ответил — да, я буду заниматься онлайн-сервисом, а Женя с Вовой могут подключиться и параллельно заниматься разработкой сайта.
Клиент улыбнулся, посмотрел на супругу (она была вторым человеком в его бизнесе) и сказал в воздух: «Я... и еще один я...» Возникла неловкая пауза. Мы переглянулись с проджектом, тоже улыбнулись. Меня нисколько не смущают подобные перлы наших заказчиков, но иногда несколько обидно становится за команду компании «Мультзавод».
Любой руководитель компании, не важно — это Общество или ИП — это frontman, или если хотите, master of ceremonies (MC). Будь за твоими плечами 3 человека, или 15 — клиент видит в тебе прямого исполнителя, некоего «паренька» со двора (или «девочку» соседку). Выбирай вариант, у кого как сложилось от рождения.
И здесь нет вины клиента — он, в данном случае, мерит «по себе». Ну как так, в другом направлении бизнеса кто-то мог развиться и построить компанию? Может быть, но нет, не в Энгельсе.
Вина здесь лежит на фронтмене — то есть, на мне. Чем я более открыто веду себя с клиентом, тем менее авторитетно он относится ко мне. А все потому, что «назначенные» люди в Обществах себя так (открыто) не ведут, а собственников никто никогда в глаза не видел — пффф, они же «уважаемые люди».
Но, бизнес-среда в Энгельсе меняется. И это меня радует. Сходит на нет напыщенность, лишняя шелуха, пена. Говорят, что деньги меняют человека. Это правда, но деньгам люди отводят слишком много внимания. Деньги — это власть (возможность делать то, в чем ранее ты себе отказывал), и они лишь обнажают (обостряют) черты характера человека. Воля к власти делает человека сильным, но в тоже время и возвышенным «подобно колонне» — чем выше она, тем «нежнее и прекраснее», тогда как внутри твёрже и выносливее — так говорил Заратустра. Ну не будем же мы спорить с Заратустрой :-)
Власти добиваются и эти «с шелухой», и те — другие. Только «эти» ставят на первое место — деньги, а «те» — результат. И те, кто добился настоящего результата в своей жизни (кого видел и знаю я) — простые и открытые люди.
Выходит, что у клиента, который так относится к своему собеседнику — просто «авторитетомерялка» не выросла. Как-то не по-заратустровски выросла его колонна, как в «Поваренке Люлли» Могилевской Софьи:
— А ну-ка, малыш, спой ещё, не ленись!
— Сейчас, мой добрый сеньор. А… какую Вы желаете? Весёлую или печальную? Быструю или медленную? Песен ведь у меня, ха, много! Голова и сердце у меня битком набиты песнями! Ну-ка, старушка-гитара, давай постараемся для того богатого сеньора...